p_pandora (p_pandora) wrote,
p_pandora
p_pandora

Category:

Потерянная классика авангарда: «Священная гора» (The holy mountain) А. Ходоровски

Мексика, США, 1973 год 
Жанр: авангард/сюрреализм
 
Выдержки из интервью Ходоровски для журнала Sight and Sound в июне 1999:
 
«Я хотел сделать "Священную гору" фильмом о мистическом просветлении… снимая "Священную гору", я пытался быть предельно честным. Я не мечтал разбогатеть или прославиться. В фильме почти нет диалога, но я не собирался делать его развлекательным или забавным - я хотел расширить границы сознания. Я воспринимал кино, как поэзию, и всегда говорил, что ищу в кино то, что хиппи ищут в наркотиках. Я пытался сделать фильм, который взорвет сознание».
 
Трудно писать об этом фильме, ведь он весь пронизан образами, символами и метафорами, но я попробую…
 
Алехандро Ходоровски опровергает Ницше: Бог не умер,  - говорит он, - современный человек отправил Его на продажу («Christs for sale»). Он растиражирован и упакован: с ним спит священник, его продают на улицах, над ним глумятся, фото его двойника, волочащего   крест, с удовольствием растащат по своим заграницам охочие до впечатлений туристы: простые, грубые, примитивные по своей сути, живущие только инстинктами. Военные насилуют богатых туристок прямо на оживленных улицах при всем честном народе, а те даже не замечают. Потому что скука, а не насилие – бич сегодняшнего века.
Что уж говорить о детях? Это пленники холодной войны, впитавшие с молоком матери ненависть к потенциальному врагу. Их игрушки – это пластиковые бомбы, психоделические ружья, ожерелья из гранат, оружие для буддистов, евреев, иудеев и христиан – аксессуары на любой вкус, цвет и размер.
При этом Ходоровски играет со своим зрителем: он субъективно неоднозначен и провокационно непоследователен: вот герой бережно несет статую Христа, горько оплаканную им на куче клонированных манекенов и тут же съедает это дорогое лицо; путь на Священную гору труден и буквально жизненно опасен (все отмершие конечности тут же за ненадобностью отрубаются – тут можно вспомнить перекличку с «Андалузским псом» и Евангелием: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мф 5, 29).), но вместо Синая он заканчивается Содомом («Пеантеон-бар»), а новые проповедники хуже торгующих в храме.
Впрочем, так ли уж правдиво двухчасовое содержание, если на последнем дыхании фильма Ходоровски приготовил сюрприз: камера отъезжает…и что же мы видим? Настоящий секрет – ведь это…
В эту субботу в «АРТкино» (http://artkinoclub.ru/afisha.php)

P.S. Разногласия продюсера Алана Клейна (продюсер «Beatles»), который принял участие в производстве фильма «Священная гора» (1973) и режиссера вылились в конфликт. Правообладателем картины по контракту остался Клейн, и вот уже более 30 лет этот масштабный экспериментальный фильм, разрушающий саму природу кинематографа, не получает широкого проката и остается известным только среди знатоков кино.
 
Subscribe

  • «Человек-слон» («The elephant man»).

    Это простая как боль и одновременно тревожащая как открытая рана картина. Заковав в лаконичные викторианские интерьеры, содержательно и без…

  • Смутный объект буржуазии.

    В полушуточном-полугротескном фильме Бунюэля едкая сатира о раздирающих «высшее общество» предрассудках блестяще сочетается с талантом автора…

  • «Космическая одиссея-2001»(«2001: A space odyssey»)

    Грандиозно сделанный фильм. Удостоенный Награды Американской Киноакадемии за визуальные спецэффекты. Последнее «прощай» перед эрой тотальной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • «Человек-слон» («The elephant man»).

    Это простая как боль и одновременно тревожащая как открытая рана картина. Заковав в лаконичные викторианские интерьеры, содержательно и без…

  • Смутный объект буржуазии.

    В полушуточном-полугротескном фильме Бунюэля едкая сатира о раздирающих «высшее общество» предрассудках блестяще сочетается с талантом автора…

  • «Космическая одиссея-2001»(«2001: A space odyssey»)

    Грандиозно сделанный фильм. Удостоенный Награды Американской Киноакадемии за визуальные спецэффекты. Последнее «прощай» перед эрой тотальной…